В этой ситуации Минэнерго, год добивавшееся принятия налога на финансовый результат, уже согласно обсуждать и предлагаемый Минфином налог на дополнительный доход (НДД). Но, добившись поддержки президента и отсрочки, Минфин сразу отступил на позиции 2014 года: НДД возможен только для новых проектов и как замена экспортной пошлины. Для изменения налоговой системы нужна политическая воля, считают эксперты, но пока ее нет.
Минэнерго собирается поддерживать разные варианты изменения налогообложения нефтяной отрасли — введение и налога на финансовый результат (НФР), и налога на дополнительный доход, заявил вчера глава министерства Александр Новак.
НДД для новых месторождений как вариант возможен, но он не должен замещать тему по старым месторождениям — НФР. Мы приветствуем это решение и будем тоже совместно их поддерживать,— заявил он.
Министр отметил, что введение НДД возможно не ранее 2017 года, про сроки введения НФР он не упомянул.
До этого Минэнерго вело тяжелую борьбу с Минфином, чтобы продавить свой вариант изменения налогов для отрасли и закрепить его в законе уже в этом году. Тогда эксперимент по НФР в виде пилотных проектов мог заработать с 2016 года. Минфин с успехом затягивал процесс: законопроект об НФР находится в Госдуме, но не принят даже в первом чтении. Масла в огонь подлило недавнее решение Минфина получить с отрасли дополнительные средства в бюджет в 2016 году за счет заморозки экспортной пошлины на нефть. По данным "Ъ", в ответ некоторые крупные нефтекомпании решили требовать немедленного введения НФР с распространением его на всю отрасль. Время для принятия решения уходило, так как поправки к законодательству нужно одобрить до декабря. Участники рынка говорили "Ъ", что Минэнерго и нефтяники возлагали большие надежды на президентскую комиссию по ТЭКу, заседание которой прошло позавчера, так как принципиального согласия президента было бы достаточно для успеха. Но Владимир Путин отнесся к НФР осторожно, поручив дополнительно проработать все идеи в контексте варианта НДД, предлагаемого Минфином.
Сам Минфин, ранее предполагавший распространить НДД на всю отрасль, перед заседанием резко поменял позицию. Глава министерства Антон Силуанов во вторник говорил, что НДД будет распространяться только на новые проекты не ранее 2017 года, причем "постепенно как замена экспортной пошлины" на нефть. Это фактически увязывает введение НДД с дальнейшей судьбой пошлины. Она должна ежегодно снижаться в рамках налогового маневра, но в 2016 году "заморожена", и нефтяники опасаются, что заморозку могут продлить и на 2017 год. По сути, Минфин сейчас занимает примерно такую же позицию, что и год назад, когда он был готов вводить НДД только вместо льгот по экспортной пошлине.
Минфин — молодцы, красиво "замотали" вопрос,— восхищается один из собеседников "Ъ" на рынке.— Год работы насмарку.
По словам источников "Ъ" как в нефтекомпаниях, так и в правительстве, в этом году никаких решений по налогам для отрасли ожидать уже не стоит.
Все варианты изменения налогового режима сейчас обсуждаются на фоне серьезного недостатка средств в бюджете и неясной ситуации с динамикой цены на нефть, поэтому консервативную позицию занимает не только Минфин, но и руководство страны,— говорит глава практики налогового и юридического консультирования нефтегазового сектора KPMG Сергей Щелкалин.
По его мнению, изменения налогов по-прежнему возможны, но маловероятно, что решения будут приняты в этом году.
Законопроект об НФР вызывает противодействие, в том числе потому, что произошел определенный отход от логики пилотных проектов в пользу распространения этого режима сразу на всю отрасль, а вариант с НДД просто пока слабо проработан,— отмечает господин Щелкалин.— В любом случае для введения НФР или НДД нужен предсказуемый эффект и политическая воля, которой, как показали итоги президентской комиссии, пока нет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий