С 1 апреля в России начала работать программа льготного автокредитования, призванная поддержать автомобильный рынок. Поможет ли программа восстановить спрос на автокредиты и насколько заинтересованы в ней банки, порталу Банки.ру рассказал старший вице-президент, директор департамента автобизнеса ВТБ 24 Алексей ТОКАРЕВ.
- Поможет ли программа повысить спрос на автокредиты?
- Мы считаем, что программа запускается своевременно. Она способна помочь в первую очередь клиентам, потому что за счет участия в программе заемщик может существенно сэкономить. Для примера: по самому популярному в России автомобилю Lada Largus экономия составляет до 55 тысяч рублей. Ставка для клиента по госпрограмме находится фактически ниже уровня ставок 2011-2012 годов. Максимальная ставка, по которой могут выдаваться кредиты, составляет 14,67%. Среднюю ставку на автокредиты в рамках госпрограммы мы оцениваем на уровне 12,5-13%. Практически это возвращение на несколько лет назад. Есть и предложения по ставкам меньше: 9,57-10% годовых, что существенно ниже уровня ставок в 2014 году.
- Но дело не только в ставках...
- Да. Второй момент - поддержка автопроизводителей и автодилеров. В начале 2015 года произошло существенное падение рынка автокредитования. Доля автомобилей, продаваемых в кредит, опустилась до 9%. Такого мы не наблюдали никогда. Для сравнения: в 2008 году уровень кредитных продаж на авторынке составлял порядка 38%, в кризисном 2009-м - 26%. В прошлом году доля кредитных продаж составила 27%. Даже в конце 2014 года, когда случилась девальвация рубля и произошел всплеск потребительских покупок за наличные, доля автокредитов в структуре продаж новых автомобилей составляла 21%. Но уровня в 9% не было никогда.
Мы рассчитываем, что субсидирование существенно поможет рынку еще и потому, что аналогичная госпрограмма, запущенная в конце июля 2013 года, продемонстрировала хорошие результаты. Тогда произошло качественное улучшение ситуации. До июля 2013 года в кредит в среднем продавалось 33-34% автомобилей, во второй половине года доля кредитных продаж составила 40%, в декабре достигла пиковых отметок - 47-48%.
Программа льготного автокредитования позволила остановить падение автомобильного рынка. Без государственной поддержки рынок мог упасть не на 5,3%, а на 10%.
- Каковы ваши прогнозы по рынку продаж автомобилей в 2015 году?
- Мы согласны с оценкой, которую обозначал Минпромторг. В рамках госпрограммы в 2015 году будет реализовано около 1,6-1,7 миллиона автомобилей, а возможно, и больше. Уже сейчас программа льготного автокредитования доступна во всех дилерских центрах, их около 2,5 тысячи по всей России.
- Одним из условий программы льготного автокредитования является обязательное каско, тарифы по которому растут. Не теряется ли смысл выгоды участия заемщика в льготной программе при такой стоимости каско?
- Страхование предмета залога - сложившаяся еще с 2000-х годов практика, ничего необычного в этом нет. Учитывая количество автомобилей, продаваемых в кредит, это нормальная практика в залоговом кредитовании для поддержки платежеспособности клиента. Средний размер автокредита - 500-550 тысяч рублей. Справедливо, что вы страхуете свой залог от повреждений.
Что касается тарифов каско, мы действительно отмечали их рост в течение 2014 года и будем наблюдать эту же тенденцию в 2015-м. Все мы знаем, с чем это связано: фактически рынок автострахования убыточен, и страховые компании пытаются выжить.
Понимая эту проблему, мы предложили снизить минимальный первоначальный взнос до 20%. Средняя стоимость страховки - от 8% до 10%. Таким образом, клиент может сам приобрести страховку, в сумме первоначальный взнос составит те же 28-30%. К тому же, несмотря на то что большое количество страховых компаний уходит с рынка, хорошие предложения по каско еще есть.
- Недавно Райффайзенбанк объявил, что сворачивает автокредитование. Ожидаете ли вы, что его примеру последуют и другие крупные игроки?
- Не исключаю, что отдельные банки могут свернуть автокредитование. Дело в том, что мы наблюдали за достаточно агрессивной политикой автокредитования у некоторых банков в течение 2012-2014 годов. Маржинальность бизнеса при этом стала практически нулевой, а в некоторых случаях и отрицательной. Мы видим это не только на примере Райффайзенбанка, были и менее громкие объявления. Фактически банк прекращал автокредитование: резко ужесточал требования к заемщикам, закрывал точки продаж автокредитов, создавал нерыночные условия для продуктов. К тому же наблюдалась агрессивная политика в отношении выплат комиссионных вознаграждений автодилерам (это съедает большую часть маржи). В целом, если посмотреть на структуру рынка автокредитования, он кардинально отличается от других розничных сегментов. В отличие от других сегментов розничного кредитования, где первый игрок занимает 30-50% рынка, следующий игрок -10-20%, далее идут игроки с небольшими долями, на рынке автокредитования на первые пять банков приходится 50% рынка без таких кардинальных разрывов.
- Какую долю рынка автокредитования занимает ВТБ 24?
- ВТБ 24 занимает 13,75% рынка, если оценивать портфели автокредитов в целом. Для нас автокредиты - это порядка 8% розничного портфеля. На 1 января 2015 года портфель автокредитов составлял 118,7 миллиарда рублей. Доля рынка автокредитования в портфеле розничных кредитов РФ составляет порядка 7%. Отмечу, что пять лет назад автокредиты занимали 14% от доли рынка розничного кредитования.
- Рассчитывает ли банк на прирост портфеля автокредитов в 2015 году?
- Спрос населения на кредиты резко сократился. В этом году мы ожидаем падения автомобильного рынка на уровне 30% даже с учетом госпрограммы. Без госпрограммы рынок мог упасть до 50%, что мы уже наблюдали в 2009 году. Мы ожидаем, что портфели автокредитов у банков в этом году сократятся на 16-17%. Что касается ВТБ 24, мы не рассчитываем на прирост портфеля: планируем сохранить объем бизнеса на уровне показателей 2014 года.
- Выгодно ли банку участвовать в госпрограмме автокредитования? Или это больше имиджевый, социальный проект?
- Для нас это такой же бизнес, как и другие розничные продукты. Конечно, у тех банков, которые проводили агрессивную политику в 2013-2014 годах, просрочка растет большими темпами, чем у нас. Тенденция к росту просрочки по автокредитам была заметна еще в 2013 году. Поэтому, учитывая сложившуюся ситуацию на рынке, мы стали аккуратнее относиться к выдаче автокредитов.
Беседовала Анна БРЫТКОВА, Banki.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий